Музей чтения

     тинейджеров

 

Чтение тинейджеров - проблема?

 
 

Главная страница

Внимание, новый "экспонат"

Календарь имён и событий, (вокруг чтения)

Архив ПРОЧТЕНИЕ

Галерея портретов чтения тинейджеров

Библиотека музея

Залы музея. Открытие

Полезные ссылки

Блог LiveJournal museum-ch (обо всём, вокруг чтения)

Цитата: 
«Классическую литературу создаёт не искусственный, а естественный отбор».        NN.
 
Знакомясь с сайтами «Советская детская литература», меня не покидало двойственное чувство: одни ругают советских детских писателей  в политизации, а значит и чтение тоже; иные сетуют на то, что не знают о существовании детской классики; писатели обеспокоены малыми тиражами, а тут же  предложения  по скачиванию  книг и пропаганда «ридеров».  Как  говориться, все правы.
 Моё мнение, проблема  есть и она многогранна:
Писатели.
Пишут  то, что отвечает  рынку и вкусам современных подростков.  А их «вкус» никто не формирует.
Библиотеки.
Сегодня – это учреждения,  в которых  занимаются чем угодно, только не чтением, (в его лучших методиках).  По своей насыщенности мероприятиями некоторые библиотеки напоминают  «мини дома культуры». Возможно, это веяние времени и это правильно, но тогда важно, чтобы  сами читатели  предлагали темы мероприятий и ходили  бы добровольно, а не в составе группы учебного заведения.
Библиотеки сегодня  живут по инструкциям и регламентам «сверху». Например, одна из инструкций,  по регулярному обновлению книжного фонда. Послушные руководители делают это очень усердно, не оставляя шансов  литературе  из  чтения тинейджеров  50 -60 годов и т.д.
 Педагоги   и  библиотекари.
К сожалению сегодня,  они не лидеры чтения.  Не секрет, что обе категории, на 99% - женщины. Психология  женского  чтения,  общеизвестна, а это влияет и на комплектование библиотек, и на рекомендации  учителей. 
В  семидесятые годы,  ВУЗЫ культуры отменили специализацию библиотекаря  по работе с детским  читателем  и, может быть, поэтому библиотекарь не настроен сегодня. проводить читательские конференции, громкие чтения  , обсуждения новинок, или , просто общаться по поводу  чтения .  Всё  это заменили  безмолвными презентациями  из  картинок.
 И всё же, картина чтения тинейджеров не так безрадостна,  как может показаться.  «Глубинка», уровня районных центров, читает.    Многие родители    занимаются  поисками путей привлечения  своих подрастающих детей к чтению  «хорошей»  литературы, об этом говорят  форумы на сайтах.
Я вижу выход в том, чтобы смелее и настойчивее сами читатели  формировали  библиотечные планы, предлагая  темы мероприятий, а не библиотекари читателям, исходя из своих пристрастий  и указаний «сверху».   Думающие  родители могут  вместе с детьми обращаться к специалистам  по формированию индивидуальных  планов   чтения.  «Классические» образцы  типа: «100 лучших книг» можно найти и на сайтах и в библиотеках.
 «Музей чтения тинейджеров» - http://museum-ch.narod.ru/ тоже готовит представить  различные «экспонаты  кругов чтения»  для знакомства и использования.
 Двигаемся медленно вперёд,  к  проверенной временем, классической  литературе для тинейджеров.

«Будущее чтения»

В 2008 году начал внедряться в российское сознание Форсайт-проект «Детство – 2030». Надо признать, грустное ощущение остаётся после знакомства с этим проектом.
В интернете появилось много формулировок  понятию «Форсайт». Например: «Форсайт» включает в себя действия, ориентированные на :
Мышление, ( обдумывание будущего);
Обсуждение, (споры  о будущем);
Очерчивание будущего, (определение возможного будущего).
Однако, пока  я вдохновилась лишь на простое обдумывание будущего чтения на ближайшие 10 лет. Компьютеры появятся, практически, в каждой семье,  Ридеры – устройства для чтения книг, займут большую нишу в чтении молодёжи, особенно, студентов. Ридеры будут совершенствоваться,  дешеветь,  и станут доступными большинству населения. Библиотеки тоже оцифруют часть книжного и газетного фондов  и приобретут дешёвые электронные книги.
 В противовес этому, информация на бумажных носителях будет расти в цене и окажется доступной лишь меньшей части населения. Читатели – интеллектуалы, не смогут себе отказывать в желании читать «дорогую» литературу и пойдут за ней в библиотеки.
 Тут моя фантазия «на тему», заканчивается, а начинается тревога за будущее библиотек. Если, уже сегодня, библиотеки  не начнут формировать книжные собрания классикой на все времена, а будут так же активно,  обновлять большую часть фондов, то читателям – интеллектуалам не теряя времени, стоит задуматься о формировании личных книжных коллекций. Надеюсь, что мой «museum-ch» сможет стать полезным в создании коллекций книг для тинейджеров XXI века.
Цитата: «Чем туманней  предсказание, тем оно вероятней». 
 Геннадий Матюшов, Российский философ, литератор.


Авт. 2010г.

«Один поёт – другой  подыгрывает»


(Пословица из сборника  Владимира Даля)
Истра (Московская область) 22 апреля с.г. президент  ведёт заседание.  Вдруг слышу обсуждение темы чтения и библиотек.  Вся внимание и «уши топориком». Как всегда, Дмитрий Медведев  приводит пример  с себя. Оказывается у нас нечитатель не только президент, но и его сын, тинейджерского возраста. Оказывается,  «Героя нашего времени» он согласился читать только в электронном варианте, и ему понравилось.  Из чего, папа  - президент, делает вывод: надо поощрять любые форматы чтения. Всё было бы ничего, мало ли, какие примеры семейного воспитания приводит  наш президент.  Однако, следом выступает Александр Авдеев – министр культуры и  рассуждает о ридерах, в которые можно закачать целую библиотеку и стоить это будет, каких-то  500 у.е., а каждая книга обойдётся библиотеке, а, значит, государству, рублей в триста. Резюме министра: надо соблюдать баланс в комплектовании, между книгами на бумажных носителях и электронными книгами.
 Если библиотеки «возьмут под козырёк», то на следующем заседании по образованию и культуре, речь пойдёт о выселении библиотек из особняков с книгохранилищами. Зачем библиотекам большие площади, если  можно поставить в шкаф несколько  десятков  ридеров?
Цитата: «Мой кров убог. И времена суровы./  Но полки книг возносятся стеной,/  Тут по ночам беседуют со мной/ Историки, поэты, богословы».
Максимилиан  Волошин, Российский поэт.


Авт.  2010г.

Коллективный «портрет» чтения тинейджеров  первого десятилетия  XXI века

В юношеской библиотеке  увидела любопытный список – «Советуем  про  честь».
Скопировала. В списке  оказалось  74 названия книг, «читатель  советует читателю». Задумка, очень ничего.
Пытаюсь по списку выявить книжные предпочтения современных  молодых читателей :  49 названий  из 74 – это книги зарубежных авторов.  Пять раз  встретилось имя Э.М. Ремарк, по три раза  Сесилия  Ахерн , 4 рекомендации произведений  японца   Харуки Мураками и др.  В списке много имён, которых  я уже не читала, либо,  ещё не читала:   Д.С. Фоер (амер.),   Мишель Уэльбек (фр.) Марк Леви (фр.) и ещё много кого. По списку  ясно прослеживаются  женские предпочтения и ярко  выраженное  увлечение фантастикой.  Из российских писателей чаще всего упоминаются: Макс Фрай, Сергей Лукьяненко, Михаил Булгаков.   Несколько неожиданны имена: А.И. Солженицына, Чингиза Айтматова, Анатолия Рыбакова.  И ни одного русского классика…
Вообще, список оставлял ощущение, что читатели «соревнуются»  на знание «модных» имён и «модных» книг.   Возможно я ошибаюсь, чего очень бы хотелось.
Цитата:  «Излишнее чтение развлекает ум, отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читайте книги старые, несомненно, хорошие».
                                                                                                  Сенека, Римский философ и писатель.

Авт. 2010г.

 

«Не сотвори себе кумира…
Аркадий Петрович Гайдар, «Голубая чашка»


Есть книги, над которыми время не властно,  но людям свойственно восхищаться своей привязанностью, так, чтобы у оппонентов и сомнений не оставалось.  Зайдя на блог «Жизнь и творчество Гайдара» с удовольствием прочитала, как Михаил Король вспоминает   Израиля Малера, с его трепетным отношением к «Голубой чашке» А.П.Гайдара. 
Прежде, чем высказать своё мнение по этому поводу, позволю привести другой аналогичный эпизод: Давид Абрамович Гольдштейн – преподаватель детской литературы, в ВУЗЕ, в котором я училась, начинал лекцию так: Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя, (называлось имя), но это, конечно, не Самуил  Маршак…
К «Голубой чашке» он относился примерно так же, как Израиль Малер. Но я, лично чувствовала только красоту слога, а философский подтекст не доходил, в силу того, что из одного возраста я ушла, а до другого не дотянула. Так мне кажется.
Однако, с мнением, что детям можно говорить о сложных вещах взрослой жизни, я безраздельно согласна. Но, кто сегодня говорит с детьми о книгах?  Как возродить громкие чтения  «детской» классики? – я не  знаю. Вот и останутся писатели - кумиры в воспоминаниях о таланте чтения.   

Авт. 2010г

 «Книга, перепахавшая жизнь»


Цитата: «Случайная встреча с хорошей книгой может изменить судьбу человека».
Прево Эжен Марсель, французский писатель.
Была ли в вашем чтении книга, которая, по выражению Льва Толстого, «перепахала всю Вашу жизнь»? Конечно, Толстой знал толк в перепахивании. Для  нас, вероятно, слишком «круто» - книга и вся жизнь… И всё же, если хорошо покопаться в памяти, у многих есть   произведение, повлиявшее на  отношение к жизни, пусть и на определённом отрезке времени.
 Мне кажется, что любимые произведения, на определённых этапах жизни – не случайная встреча, а как всякая любовь, рождающаяся на подсознании. Можете проверить на своём опыте: отрезок жизни, любимая книга и  потаённые мысли.
На моём пути встретилась книга, повлиявшая на судьбу. Правда, несколько позднее возраста тинейджеров. Это был Джек Лондон и его «Мартин Иден».  Я и сегодня не могу однозначно ответить -  «почему?»  Но точно помню, что сказала себе тогда: «хватит, я смогу, я сделаю себя» … 
 Самое интересное, что «Мартин Иден» прошёлся ещё по одной судьбе.   Было это в те времена, когда  райкомы партии давали  по разнарядке  шефство над «трудными подростками» ( Сейчас нечто подобное удачно внедряют в Казахстане).  Мне «достался» тинейджер из 8 класса.  Правда, он был простой лентяй и сидел два раза в одном и том же классе, а потому мог бы быть десятиклассником.  Я, как человек ответственный,  взялась за его учёбу, но особенно активно за вовлечение в чтение.  И  первая  книга, которую я ему  вручила, была моя любимая – «Мартин Иден».  И каково же было изумление, когда этот ленивый парень,  быстро её прочитал и начал читать ещё. Эта книга как трамплин, с которого прыгнули в чтение.
  Интересной оказалась реакция учителей, которые благодарили меня за то, что  «он» не мешал им вести уроки, так как все уроки читал. Одновременно  у парнишки началось увлечение цирком, и позднее  он устроился  работать униформистом. Дальнейшую судьбу своего подшефного я не знаю.
Две жизни и один Мартин Иден.


Авт. 2010г.   

 

 

   


Hosted by uCoz