|
Цитата:
«Классическую литературу создаёт не искусственный, а естественный отбор». NN.
Знакомясь с сайтами «Советская детская литература», меня не покидало двойственное чувство: одни ругают советских детских писателей в политизации, а значит и чтение тоже; иные сетуют на то, что не знают о существовании детской классики; писатели обеспокоены малыми тиражами, а тут же предложения по скачиванию книг и пропаганда «ридеров». Как говориться, все правы.
Моё мнение, проблема есть и она многогранна:
Писатели.
Пишут то, что отвечает рынку и вкусам современных подростков. А их «вкус» никто не формирует.
Библиотеки.
Сегодня – это учреждения, в которых занимаются чем угодно, только не чтением, (в его лучших методиках). По своей насыщенности мероприятиями некоторые библиотеки напоминают «мини дома культуры». Возможно, это веяние времени и это правильно, но тогда важно, чтобы сами читатели предлагали темы мероприятий и ходили бы добровольно, а не в составе группы учебного заведения.
Библиотеки сегодня живут по инструкциям и регламентам «сверху». Например, одна из инструкций, по регулярному обновлению книжного фонда. Послушные руководители делают это очень усердно, не оставляя шансов литературе из чтения тинейджеров 50 -60 годов и т.д.
Педагоги и библиотекари.
К сожалению сегодня, они не лидеры чтения. Не секрет, что обе категории, на 99% - женщины. Психология женского чтения, общеизвестна, а это влияет и на комплектование библиотек, и на рекомендации учителей.
В семидесятые годы, ВУЗЫ культуры отменили специализацию библиотекаря по работе с детским читателем и, может быть, поэтому библиотекарь не настроен сегодня. проводить читательские конференции, громкие чтения , обсуждения новинок, или , просто общаться по поводу чтения . Всё это заменили безмолвными презентациями из картинок.
И всё же, картина чтения тинейджеров не так безрадостна, как может показаться. «Глубинка», уровня районных центров, читает. Многие родители занимаются поисками путей привлечения своих подрастающих детей к чтению «хорошей» литературы, об этом говорят форумы на сайтах.
Я вижу выход в том, чтобы смелее и настойчивее сами читатели формировали библиотечные планы, предлагая темы мероприятий, а не библиотекари читателям, исходя из своих пристрастий и указаний «сверху». Думающие родители могут вместе с детьми обращаться к специалистам по формированию индивидуальных планов чтения. «Классические» образцы типа: «100 лучших книг» можно найти и на сайтах и в библиотеках.
«Музей чтения тинейджеров» - http://museum-ch.narod.ru/ тоже готовит представить различные «экспонаты кругов чтения» для знакомства и использования.
Двигаемся медленно вперёд, к проверенной временем, классической литературе для тинейджеров.
«Будущее чтения»
В 2008 году начал внедряться в российское сознание Форсайт-проект «Детство – 2030». Надо признать, грустное ощущение остаётся после знакомства с этим проектом.
В интернете появилось много формулировок понятию «Форсайт». Например: «Форсайт» включает в себя действия, ориентированные на :
Мышление, ( обдумывание будущего);
Обсуждение, (споры о будущем);
Очерчивание будущего, (определение возможного будущего).
Однако, пока я вдохновилась лишь на простое обдумывание будущего чтения на ближайшие 10 лет. Компьютеры появятся, практически, в каждой семье, Ридеры – устройства для чтения книг, займут большую нишу в чтении молодёжи, особенно, студентов. Ридеры будут совершенствоваться, дешеветь, и станут доступными большинству населения. Библиотеки тоже оцифруют часть книжного и газетного фондов и приобретут дешёвые электронные книги.
В противовес этому, информация на бумажных носителях будет расти в цене и окажется доступной лишь меньшей части населения. Читатели – интеллектуалы, не смогут себе отказывать в желании читать «дорогую» литературу и пойдут за ней в библиотеки.
Тут моя фантазия «на тему», заканчивается, а начинается тревога за будущее библиотек. Если, уже сегодня, библиотеки не начнут формировать книжные собрания классикой на все времена, а будут так же активно, обновлять большую часть фондов, то читателям – интеллектуалам не теряя времени, стоит задуматься о формировании личных книжных коллекций. Надеюсь, что мой «museum-ch» сможет стать полезным в создании коллекций книг для тинейджеров XXI века.
Цитата: «Чем туманней предсказание, тем оно вероятней».
Геннадий Матюшов, Российский философ, литератор.
Авт. 2010г.
«Один поёт – другой подыгрывает»
(Пословица из сборника Владимира Даля)
Истра (Московская область) 22 апреля с.г. президент ведёт заседание. Вдруг слышу обсуждение темы чтения и библиотек. Вся внимание и «уши топориком». Как всегда, Дмитрий Медведев приводит пример с себя. Оказывается у нас нечитатель не только президент, но и его сын, тинейджерского возраста. Оказывается, «Героя нашего времени» он согласился читать только в электронном варианте, и ему понравилось. Из чего, папа - президент, делает вывод: надо поощрять любые форматы чтения. Всё было бы ничего, мало ли, какие примеры семейного воспитания приводит наш президент. Однако, следом выступает Александр Авдеев – министр культуры и рассуждает о ридерах, в которые можно закачать целую библиотеку и стоить это будет, каких-то 500 у.е., а каждая книга обойдётся библиотеке, а, значит, государству, рублей в триста. Резюме министра: надо соблюдать баланс в комплектовании, между книгами на бумажных носителях и электронными книгами.
Если библиотеки «возьмут под козырёк», то на следующем заседании по образованию и культуре, речь пойдёт о выселении библиотек из особняков с книгохранилищами. Зачем библиотекам большие площади, если можно поставить в шкаф несколько десятков ридеров?
Цитата: «Мой кров убог. И времена суровы./ Но полки книг возносятся стеной,/ Тут по ночам беседуют со мной/ Историки, поэты, богословы».
Максимилиан Волошин, Российский поэт.
Авт. 2010г.
Коллективный «портрет» чтения тинейджеров первого десятилетия XXI века
В юношеской библиотеке увидела любопытный список – «Советуем про честь».
Скопировала. В списке оказалось 74 названия книг, «читатель советует читателю». Задумка, очень ничего.
Пытаюсь по списку выявить книжные предпочтения современных молодых читателей : 49 названий из 74 – это книги зарубежных авторов. Пять раз встретилось имя Э.М. Ремарк, по три раза Сесилия Ахерн , 4 рекомендации произведений японца Харуки Мураками и др. В списке много имён, которых я уже не читала, либо, ещё не читала: Д.С. Фоер (амер.), Мишель Уэльбек (фр.) Марк Леви (фр.) и ещё много кого. По списку ясно прослеживаются женские предпочтения и ярко выраженное увлечение фантастикой. Из российских писателей чаще всего упоминаются: Макс Фрай, Сергей Лукьяненко, Михаил Булгаков. Несколько неожиданны имена: А.И. Солженицына, Чингиза Айтматова, Анатолия Рыбакова. И ни одного русского классика…
Вообще, список оставлял ощущение, что читатели «соревнуются» на знание «модных» имён и «модных» книг. Возможно я ошибаюсь, чего очень бы хотелось.
Цитата: «Излишнее чтение развлекает ум, отучает его от самостоятельной работы. Поэтому читайте книги старые, несомненно, хорошие».
Сенека, Римский философ и писатель.
Авт. 2010г.
«Не сотвори себе кумира…
Аркадий Петрович Гайдар, «Голубая чашка»
Есть книги, над которыми время не властно, но людям свойственно восхищаться своей привязанностью, так, чтобы у оппонентов и сомнений не оставалось. Зайдя на блог «Жизнь и творчество Гайдара» с удовольствием прочитала, как Михаил Король вспоминает Израиля Малера, с его трепетным отношением к «Голубой чашке» А.П.Гайдара.
Прежде, чем высказать своё мнение по этому поводу, позволю привести другой аналогичный эпизод: Давид Абрамович Гольдштейн – преподаватель детской литературы, в ВУЗЕ, в котором я училась, начинал лекцию так: Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного писателя, (называлось имя), но это, конечно, не Самуил Маршак…
К «Голубой чашке» он относился примерно так же, как Израиль Малер. Но я, лично чувствовала только красоту слога, а философский подтекст не доходил, в силу того, что из одного возраста я ушла, а до другого не дотянула. Так мне кажется.
Однако, с мнением, что детям можно говорить о сложных вещах взрослой жизни, я безраздельно согласна. Но, кто сегодня говорит с детьми о книгах? Как возродить громкие чтения «детской» классики? – я не знаю. Вот и останутся писатели - кумиры в воспоминаниях о таланте чтения.
Авт. 2010г
«Книга, перепахавшая жизнь»
Цитата: «Случайная встреча с хорошей книгой может изменить судьбу человека».
Прево Эжен Марсель, французский писатель.
Была ли в вашем чтении книга, которая, по выражению Льва Толстого, «перепахала всю Вашу жизнь»? Конечно, Толстой знал толк в перепахивании. Для нас, вероятно, слишком «круто» - книга и вся жизнь… И всё же, если хорошо покопаться в памяти, у многих есть произведение, повлиявшее на отношение к жизни, пусть и на определённом отрезке времени.
Мне кажется, что любимые произведения, на определённых этапах жизни – не случайная встреча, а как всякая любовь, рождающаяся на подсознании. Можете проверить на своём опыте: отрезок жизни, любимая книга и потаённые мысли.
На моём пути встретилась книга, повлиявшая на судьбу. Правда, несколько позднее возраста тинейджеров. Это был Джек Лондон и его «Мартин Иден». Я и сегодня не могу однозначно ответить - «почему?» Но точно помню, что сказала себе тогда: «хватит, я смогу, я сделаю себя» …
Самое интересное, что «Мартин Иден» прошёлся ещё по одной судьбе. Было это в те времена, когда райкомы партии давали по разнарядке шефство над «трудными подростками» ( Сейчас нечто подобное удачно внедряют в Казахстане). Мне «достался» тинейджер из 8 класса. Правда, он был простой лентяй и сидел два раза в одном и том же классе, а потому мог бы быть десятиклассником. Я, как человек ответственный, взялась за его учёбу, но особенно активно за вовлечение в чтение. И первая книга, которую я ему вручила, была моя любимая – «Мартин Иден». И каково же было изумление, когда этот ленивый парень, быстро её прочитал и начал читать ещё. Эта книга как трамплин, с которого прыгнули в чтение.
Интересной оказалась реакция учителей, которые благодарили меня за то, что «он» не мешал им вести уроки, так как все уроки читал. Одновременно у парнишки началось увлечение цирком, и позднее он устроился работать униформистом. Дальнейшую судьбу своего подшефного я не знаю.
Две жизни и один Мартин Иден.
Авт. 2010г.
|