|
Музей чтения тинейджеров
|
Королева, - дорога в чтение
|
|
Беннетт Алан. Непростой читатель. Роман, пер. с англ. // Иностранная литература Ц 2009 - №12 Ц с. 27 Ц 74. Распространено мнение, что журналистам не удаются публикации о библиотеках. Чаще всего получается лэкскурсия по библиотеке╗. И вдруг Ц роман, в котором и библиотеки, и библиотекари, а главное, - путь королевы от лнечитателя╗ в самую продвинутую читательницу. Для меня эта книга Ц откровение и находка, а потому позволила себе лпрепарировать╗ роман, проследив путь королевы к чтению, через цитаты из текста. Ссылка на страницы Ц элемент времени и происходящей метаморфозы в сознании королевы.
Её Величество Ц королева английская: Всё началось с её случайного посещения передвижной библиотеки, приезжающей по средам на королевский двор, рядом с кухней и встречей с читателем Норманом Ц рабочим на кухне, ставшей для королевы судьбоносной.
- лЧтение её не особенно интересовало. Разумеется, она читала, как читают все, но любить книги она предоставляла другим╗ - с.28.
- лПриятно пахнет╗ - Что? Книга. Я взяла её в библиотеке╗ - с.30.
- лНачав книгу, я её дочитываю. Так нас воспитывали. Книги, хлеб с маслом, картофельное пюре Ц справляйся со всем, что тебе досталось. Я всегда придерживаюсь этого правила╗. Ц с. 31.
- лЕщё она выяснила, что одна книга ведёт к другой, и дорога эта бесконечна, и что ей не хватает времени читать столько, сколько хочется. А ещё королева ощутила горечь и сожаление из-за упущенных возможностейЕ╗ - с.34.
лНо краткое изложение не есть чтение. В сущности, оно противоположно чтению. Краткое изложение Ц это всего лишь информация. Чтение же неупорядоченно, сбивчиво и бесконечно увлекательно. Краткое содержание закрывает тему, а чтение, напротив, раскрывает её╗. Ц с. 35.
- лОна ничего не сказала, но утвердилась в своих подозрениях, что увлечение книгами, во всяком случае её увлечение, в королевских кругах не приветствуется╗. Ц с.36.
- лПровести время? Ц переспросила королева. Ц Книги существуют не для того, чтобы проводить времяЕ╗ -с.38.
- лПритягательность книг, думала она, кроется в их безразличии: все-таки в литературе есть что-то высокомерное. Книгам не важно, кто их читает, и читают ли их вообще. Все читатели равны, и она не исключение╗. Ц с. 38.
- лЕё Величество начинает доставлять нам хлопотыЕ - Теперь обслуживающий персонал при лразогреве╗ публики перед встречей предупреждал, что Её Величество может, как и прежде, спросить, издалека ли вы приехали и каким образом, но наряду с этим, скорее всего, спросит, что вы читаетеЕ Многие надеялись на единство взглядов, признавшись, что читают лГарри Поттера╗, но на это королева (у которой не было времени на фэнтези) всегда поспешно отвечала: лДа. Мы приберегаем эту книгу на чёрный день╗ - и быстро меняла тему╗. Ц с.43.
- лРодные часто находили королеву в уединённых местах её различных жилищ, в очках, с книгой рядом лежат блокнот и карандашЕ Она была счастлива. Она любила чтение как ничто другое и проглатывала книги с удивительной быстротойЕ ╗. Ц с. 44 Ц 45.
-лПравда, в самом начале она читала с трепетом и некоторым смущением. Неисчерпаемость книг приводила её в замешательство, она не представляла себе, как двигаться вперёд, у неё не было никакой системы, просто одна книга вела к другой, и зачастую она читала две-три одновременно. На следующем этапе она стала делать записи и с тех пор всегда читала с карандашом в руке, не подводя итоги прочитанному, а просто переписывая поразившие её фрагменты. Только по прошествии года она стала время от времени записывать собственные мысли╗. Ц с. 45.
- лКоролеву не покидало сожаление о потерянном времени, сожалела она и об упущенных возможностях: она могла бы дружить с известными писателями, но не дружила╗. Ц с.46.
- лДовольно скоро она поняла, что с писателями лучше всего встречаться на страницах их романов, что они в той же мере плод воображения читателя, что и их герои╗.- с.47.
- лКогда бы ей задали вопрос, обогатило ли чтение её жизнь, она сказала бы, да, несомненно, но с той же уверенностью добавила бы, что в то же время лишило её целиЕ Сейчас она часто пребывала в сомнениях. Читать Ц не значит действовать, вот что её всегда беспокоило. А она, несмотря на возраст, оставалась человеком действия╗. Ц с. 66.
- лНекоторые из вас, наверное, знают, что последние несколько лет я была заядлым читателем. Книги обогатили мою жизнь самым неожиданным образом. Но книги могут захватить лишь ненадолго, и теперь, полагаю, пришло время из читателя стать, или попытаться стать, писателем╗. Ц с.70.
- лМы никогда раньше не писали книг, но надеемся, что она выйдет, - королева помолчала, - за привычные рамки и станет самостоятельной, независимой историей своего времени, и вы, возможно, будете рады узнать о событиях чьей то жизни, далёкой от политики.╗ - с.73.
Зал 1. «Пятидесятые годы XX века. Чтение тинейджеров». Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь. (1917 – 1957) / Сост. А.М. Витман и Л.Г.Оськина – М.: Детлит – 1961 – 432с.
Зал 1. «Пятидесятые годы XX века. Чтение тинейджеров».
В Каталоге приведены сведения о героях книг серии (первый раздел), вышедшие за 40 лет, книги и отзывы на них (второй раздел), краткие биографические справки об авторах книг (третий раздел). Четвёртый раздел посвящён кратким сведениям об альманахе «Прометей». В заключении даны алфавитные указатели авторов рецензий и авторов альманаха «Прометей»
|
||